Понять Шагала можно путем «вчуствования», а не «разумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала» /Андрей Вознесенский.
На протяжении всех своих 98 лет, он не переставал творить и создавать великолепные шедевры. Шагал родился в городе Витебске 7 июля 1887 года в семье мелкого торговца, в которой было 10 детей, и Марк был самым старшим.
Его первым учителем стал Ю.М.Пэн. В автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал посвятил ему следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая фигурка… Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы стать таким, как вы, скромным мастером…»
Начало художнической биографии Шагала – картина «Смерть» (1908г.) – переплетение фантастики и реализма.
«Смерть»
«Я и деревня»
В 1910 году Шагал уехал в Париж для продолжения образования. Здесь он вместе с другими известными художниками и скульпторами (Модильяни, Леже, Штеренберг и др.) проживал в знаменитом общежитии художников «Ля Рюш» («Улей»). Когда А.В. Луначарский, в качестве корреспондента газеты, посетил это общежитие, он написал, что это «огромное коллективное гнездо художников… Вавилон №2, который сооружен из рухляди и остатков разрушенных зданий, приспособлен к потребностям бедного художника и дает приют доброй сотне молодых людей, ведущих отчаянную материальную борьбу с жизнью».
«Адам и Ева»
«Солдат пьет»
На творчество Шагала оказали свое влияние еврейская и французская культуры. Отсюда особенности художника, создававшего своеобразный сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности. Экспрессивность цвета и рисунка сделали Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился». Его ранние полотна: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет», «Голгофа», Понюшка табаку», «Россия.Ослы и другие», «Молящийся еврей» - производили на окружающих неизгладимые впечатления. Когда Луначарский поинтересовался, почему он написал еврея на крыше домика в Витебске, Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».
«Голгофа»
«понюшка табаку»
Летом 1915 года Шагал женился на любимой женщине Берте(Белле) Розенфельд. Это была образованная женщина, изучавшая литературу, историю, философию, занимавшаяся актерским мастерством в одной из студий К.С.Станиславского. Белла и Марк буквально с первой же встречи стали очень близки друг другу, слились душами. Шагал так говорил о ней: «Ее молчание было моим молчанием. Глаза – моими глазами. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все».
«Россия.Ослы и другие»
«Продавец газет»
«Молящийся еврей»
С 1912 по 1922 год художник живет в России. К этому периоду относятся такие значительные работы как «Продавец газет», «Зеленый еврей», «Красный еврей», «Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники» и др.
«Портрет Беллы в белом воротничке»
«Голубые любовники»
«Зеленые любовники»
«Розовые любовники»
«Живописные произведения Марка Шагала, созданные в 1918-1921 годах, пронизаны духом романтической идеальности мира. В них торжествует чудо, все они так или иначе приобщены к неким высшим силам, врывающимся в обычный ход жизни и решительно преобразующим ее» - А.А.Каменский. Эти слова стали своеобразным эпиграфом к большому полотну мастера «Видение».
«Видение»
Шагал говорил, что эта картина появилась благодаря странному сну: «Меня одолевали сны. Квадратная пустая комната. В углу одинокая постель, где сижу я. Темно. Вдруг разверзся потолок и крылатое существо с шумом и грохотом спустилось вниз, наполняя комнату движением и облаками. Шелест влекущихся крыльев. Я понимаю: ангел! Не могу открыть глаза, становится слишком светло и лучисто. Пошарив всюду, он поднялся к прорези в потолке, унося с собой весь свет и голубой воздух. Снова стало темно. Я проснулся. Моя картина «Видение» вызвана этим сном».
В 20-30-е годы художник много путешествует по Франции, Сирии и Палестине. В это время им создается большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, которые в итоге составили «Библейское послание» Марка Шагала.
«Желтый Христос»
«Деревня»
В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос». Горящий Витебск служил фоном для многочисленных композиций Шагала с умирающим на кресте мучеником-земляком. «В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему», -говорил А.Бенуа, антипод Шагала.
«Война»
Во время Второй мировой войны Шагал по приглашению нью-йоркского музея современного искусства в мае 1941 года вместе с семьей отправился в США. Он приехал на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. «Я жил и работал в Америке,- вспоминал художник,- в то время как человечество переживало всеобщую трагедию». Один из его главных циклов военных лет – «Деревня и война»: охваченные огнем крестьянские дома, пылающий снег, распятый на пожарище художник.
«Моей жене посвящается»
В сентябре 1944 года Шагал пережил внезапную смерть жены. Огромной любовью проникнуты его композиции «Моей жене посвящается», «Вокруг нее», «Свадебные свечи».
«Свадебные свечи»
С 1948 года и уже до конца жизни художник живет во Франции. Его второй женой стала Валентина Григорьевна Бродская. Вместе с женой в июне 1973 года Шагал посетил Москву и Ленинград. Художник рассказывал о поездке на родину: «На улицах, когда нас узнавали, тоже подходили незнакомые и тоже протягивали букеты цветов. И подарками нас забросали». Вернувшись из поездки, он написал большую картину «Возвращение блудного сына». На фоне Витебска он изобразил старика, перед которым стоит на коленях его сын.
«Возвращение блудного сына»
В последние годы художник уже не писал картины, полностью посвятил себя литографиям. Но до конца своих дней Шагал называл себя русским художником: «Приобщившись к этой уникальной технической революции искусства во Франции, я, однако, возвращался в мыслях к моей собственной стране».
По случаю девяностолетия художника в 1977 году была развернута уникальная выставка его работ в Лувре. Он был награжден Большим Крестом ордена Почетного легиона.
28 марта 1985 года Марка Шагала не стало. Его похоронили на обращенном к морю кладбище города Сен-Поль де Ванс.
Смотрите также: Всё, что можно вообразить — реально. П. Пикассо Искусство не имеет ни будущего, ни прошлого, следовательно, оно вечно сегодняшнее
Комментировать